Ступы в России
Ступа Просветления в Элисте
Элиста. Ступа Просветления
Cможете ли вы сразу назвать народ, проживающий в Европе и традиционно исповедующий буддизм? Если не догадались сразу, подсказываем: это одна из народностей, населяющих Россию и проживающих к северу от Кавказских гор между Черным и Каспийским морями, – калмыки.Калмыки, западные монголы, пришли в эти места в XVII-м веке и прочно осели в прикаспийских и донских степях. До революции они успешно сохраняли свои традиции, культуру и религию, тибетский буддизм. Причем в среде калмыков практиковались все четыре школы. В том числе от Второго Кармапы Карма Пакши они получили передачи Кагью. Так продолжалось несколько веков, пока в своей борьбе за светлое будущее коммунисты не разрушили все храмы и монастыри, уничтожив или сослав в лагеря практически всех лам и монахов. В 1943 году весь калмыцкий народ был выслан в Сибирь. Это явилось частью национальной политики тогдашнего СССР. Оттуда они вернулись только после смерти Сталина в 1956-м. Таким образом, ко времени перестройки в Калмыкии практически не было ни лам, ни живой передачи.
Поэтому дхарма, принесенная в последние годы различными буддийскими учителями в Калмыкию, легла на благодатную почву. В 1993-м году эту небольшую республику посещал Его Святейшество Далай-лама. В том же году Лама Оле впервые приехал в Элисту, и этот год можно считать началом возрождения Кагью в Калмыкии. Но, как это часто бывает в традиционно буддийских странах, люди воспринимают Учение в первую очередь как веру, а не как практику: они больше готовы молиться Будде и поклоняться ламам, чем медитировать.
С другой стороны, такая слепая открытость и преданность позволяют происходить многим вещам, невозможным ни в остальной России, ни в Европе. Так, когда в 1995 году, во время визита достопочтенного Шамара Ринпоче в Россию, было решено возвести в столице Калмыкии Ступу Просветления, правительство республики с готовностью безвозмездно выделило под проект участок земли в городской черте.
Впоследствии, во время самого строительства, мы не раз встречались с тем, что и руководители предприятий, и простые калмыки, узнавая, что строится буддийское сооружение, выполняли работу бесплатно, отдавая свое время, силы, средства. Калмыки прекрасно знают, что такое «заслуга» и готовы накапливать ее столько, сколько могут. Как-то одна калмычка привела на стройку своего брата, сказав, что он «много грешил», а теперь ему нужно уезжать, так пусть поработает, «очистится». И парень целый день трудился вместе с нами, хоть среди нас тоже не было безгрешных....
Впервые после возрождения в Калмыкии школы Кагью ее последователи собрались строить такую высокую и значительную ступу. Правда, с высотой определиться было сложнее, чем со значительностью, заданной уже тем, что строить ступу решил сам Шамар Ринпоче, высочайший мастер школы Кагью. Всем хотелось, чтобы ступа была как можно выше, желательно выше соседних зданий; планировалось метров шестнадцать, но исполнению этих пожеланий мешали вполне материальные вещи. Как известно, чем выше ступа, тем больше требуется строительного материала, тем дороже ее строить. А материальные проблемы могут помешать воплощению самых благих пожеланий.
Только осенью 1998-го сошлись все условия, чтобы можно было приступить непосредственно к строительству. За прошедшее со дня приезда Шамарпы время многое изменилось и в окружающей нас реальности, и в планах строительства. Первоначально благословленное под строительство место оказалось занято, и нашлось другое, между прочим, во многом лучшее, а высота ступы уменьшилась более чем в два раза.
Но для того чтобы и поднять ступу повыше и уложиться в выделенные деньги, Лама Оле Нидал нашел прекрасное решение, предложив построить ступу на комнате, так, что высота комнаты 3,5 метра прибавлялась бы к 7 метрам ступы, в результате чего общая высота приблизилась к одиннадцати метрам. Такие ступы не очень типичны, в основном они строились в Ладакхе, в Северной Индии.
В комнате под ступой было решено поместить алтарь и молитвенный барабан, чтобы каждый входящий мог получить благословение как от самой ступы, так и от вращения барабана, заполненного 50-ю миллионами мантр ОМ МАНИ ПЕМЕ ХУНГ.
Ответственным за строительство стал президент центра Карма Кагью в Элисте Санал Батырев, наш хороший друг, один из первых учеников Ламы Оле Нидала в Калмыкии. Благодаря ему, в первую очередь, весь проект не остался благими пожеланиями, а воплотился в конкретное дело. Больше трех лет, с 1995-го, когда было принято первое решение строить, и до 1998-го, когда само строительство началось, Санал настойчиво работал, подготавливая почву.
Проект Ступы был сделан Войтеком Коссовски, известным буддийским архитектором, разработавшим уже не одну Ступу. Техническая документация делалась в Элисте местными архитекторами, причем тоже в качестве благотворительности.
Главным спонсором строительства стал сам Кюнзиг Шамар Ринпоче. Вторым главным спонсором явился Лама Оле Нидал, регулярно посещающий Калмыкию во время своих ежегодных туров по России. Так получилось, что автор этой статьи принял активное участие в организации строительства. Основная проблема, стоящая перед нами, была достаточно банальна: как на относительно небольшую сумму денег построить одиннадцатиметровую ступу?
И когда осенью 98-го мы вместе с Ламой Оле думали, как быстрее и дешевле всего построить ступу, то решили использовать бесплатную рабочую силу квалифицированных (и не очень) буддистов со всей страны. В России на данный момент функционируют более 80 центров и медитационных групп нашей школы, объединенных вместе в Ассоциацию буддистов школы Карма Кагью. Грех было не воспользоваться такой полезной силой!
Ступа уже построена, и хочется сказать о тех, кто воплотил идею в жизнь: это идеалисты из Элисты, всей Калмыкии, со всей России и Украины, добровольцы-строители из центров Карма Кагью, русские и украинские последователи буддизма и многие калмыки, считавшие своим долгом и честью вложить энергию и силы в общее дело. Все они работали безвозмездно, считая, что делают благо для республики, России, для всей планеты, потому что влияние ступы не ограничено ни пространством, ни временем. Это тем более удивительно и приятно, что далеко не всегда и не везде встретишь людей с внутренним психологическим избытком, у которых хватает времени и сил, чтобы сделать что-то важное не только для себя, но и для других, для нынешних и будущих поколений.
Ступы – монументы, символизирующие Просветленный ум Будды. Они строились с незапамятных времен во всех буддийских странах, принося им благотворную энергию, помогая сохранять мир и благополучие. В Непале и Индии, в Тибете и Бирме, в Таиланде и Шри-Ланке есть ступы. Они разные по форме и назначению, но все выражают просветленные качества ума Будды. Сейчас уже много ступ построено и в Европе.
Ступа – не просто памятник, это постоянно работающее сооружение, приносящее неисчислимое благо людям, всем живым существам, приходящим к ней, обходящим вокруг, всем, кто живет поблизости, кто молится у ступы. Поэтому строительство cтуп – это не обычное строительство, оно включает в себя много религиозных ритуалов, особых священнодействий, для выполнения которых в Калмыкию специально приехали двое лам из Катманду, из монастыря Лопен Цечу Ринпоче, Лама Сангье и Лама Нгедуп. Их поселили рядом со строящейся ступой, что позволило им постоянно следить за ходом работ, направляя их.
Оба они долгое время обучались в монастырях Непала, изучая классические буддийские тексты – Праджняпарамиту и Канджур. Для Ламы Сангье эта ступа в Элисте уже четвертая, он принимал участие в строительстве трех других в Непале. Лама Нгедуп также участвовал в строительстве cтуп раньше. Цечу Ринпоче передал вместе с ламами ценные буддийские реликвии для закладки в ступу. Трудно представить себе, насколько они ценны.
Так, внутрь ступы были заложены: субстанция, выступившая на костях Третьего Будды Кашьяпы; кусочек ткани, в которую были завернуты тексты Праджняпарамиты, принесенные легендарным Нагарджуной из страны нагов; печать, которой великий Гуру Ринпоче запечатывал свои терма; секретные поучения, которые он прятал в разных местах, сохраняя их для потомков; бусина из четок Четырнадцатого Кармапы; волосы Пятнадцатого и кусочек одежды Шестнадцатого Кармапы; земля из Лумбини, места рождения Будды Шакьямуни; частицы ступы Сваямбху и другие реликвии. Кроме того, в ступу заложено много символических предметов, мантр, молитв и драгоценностей.
Кроме двух лам из Непала для работы на ступе из главной резиденции Его Святейшества Кармапы XVI, монастыря Румтек, штат Сикким, Индия, приехал известный мастер тибетской живописи Дензонг Норбу. Он прожил много лет рядом с Шестнадцатым Кармапой, долгое время был его личным художником. Здесь, в Элисте, мастер взялся за роспись алтарной комнаты под ступой. Его Преосвященство Шамар Ринпоче попросил расписать комнату в тибетском стиле и нарисовать всю линию преемственности школы Кагью, от Дордже Чанга до Шестнадцатого Кармапы, а также линию Шамарп.
Но, несмотря на помощь многих учеников, сам мастер живописи не смог закончить работу в этом году: «Я не хочу торопиться, так как, для того чтобы сделать действительно качественную роспись, требуется время, а делать вещи второго сорта я не могу», – говорил он. Поэтому была расписана лишь одна стена, а вся комната будет закончена в будущем году, для чего Дензонг Норбу обещал приехать вновь.
Строительство ступы в Элисте началось в октябре 1998-го. С самого начала нам помогал Валера из небольшого поселка Цаган Нур, расположенного в 180 километрах от Элисты. Он приехал работать, прочитав статью в местной газете, посвященную началу строительства. И так вдохновился «ступостроительством», что решил построить еще одну ступу в своем поселке.
Земляки поддержали идею, и уже летом 99-го, когда в Элисту приехали Лама Сангье и Лама Нгедуп, они освятили место под строительство второй тупы Просветления. Эта ступа, высотой около пяти метров, была возведена полностью на средства жителей поселка Цаган Нур всего за месяц! Так неожиданно в Калмыкии возникли две ступы вместо одной.
Лопен Цечу Ринпоче, безустанно работающий для развития Дхармы во многих странах мира, пробыл в Калмыкии около недели. Торжественное открытие Ступы в Элисте произошло 28-го июля 1999 года. Церемонии открытия и освящения провел сам Цечу Ринпоче. На открытие пришло около 2500 местных и 500 приезжих буддистов.
В организации торжеств помогали власти республики: местная милиция охраняла Ринпоче от чересчур активных бабушек, пытавшихся всеми силами пробиться поближе. Рассказывают, что во время открытия местного монастыря, по-калмыцки, хурула, была большая давка, и даже милиции трудно было сдержать напор желающих попасть внутрь.
После церемонии открытия вечером того же дня директор Национального банка Калмыкии, филиала российского Центробанка пригласил на ужин всех, имевших отношение к строительству ступы. Таковых, вместе с друзьями, семьями и просто успевшими вовремя, набралось порядка двух сотен. Это явилось действительно приятным сюрпризом для всех. Был большой ужин с национальной кухней, танцы и песни в помещении Национального банка. Думаю, вряд ли кто из читателей имел шанс пойти на ужин и дискотеку в банк! Причем все расходы взял на себя банк. Еще один пример того, какую поддержку оказывает народ Калмыкии всему, что связано с буддизмом.
Интересно встречали и провожали Ринпоче. Для этого власти Калмыкии безвозмездно предоставили один из двух имеющихся там лимузинов «Линкольн». На одном из них ездит Президент Калмыкии, а второй используется для других важных случаев, как, например, для этого. Хотя, немного странно ездить по небольшой и совсем небогатой Элисте в шикарном автомобиле.
1-го августа Ринпоче освятил вторую Cтупу в Цаган Нуре. Ринпоче ехал туда в сопровождении специального милицейского эскорта. Причем это было скорее прихотью не самого Ринпоче, а милиции. Они сами настояли на сопровождении, Ринпоче же старательно отказывался. Вслед за Ринпоче в Цаган Нур приехали 5 автобусов из Элисты, многие по пути домой, через ближайший город с железной дорогой Волгоград (бывший Сталинград). И все население поселка (около 1000 человек) пришло к ступе, построенной на месте бывшего хурула, калмыцкого буддийского храма. Еще несколько сотен приехали из ближайших мест. Таким образом, население Цаган Нура на несколько часов удвоилось.
Потом, после посвящения, состоялся концерт танцевального ансамбля для Ринпоче и гостей. Ринпоче сказал, что видел подобные танцы раньше в Монголии. Калмыки действительно сохранили свою культуру, более 350 лет находясь в полном окружении славянских и татарских народов, вдалеке от монгольских степей.
Ступу до освящения можно сравнить с часами, которые требуется завести. Пока часы не заведены, это не более чем красивый механизм, и они начинают функционировать только после того, как мы их запустим. Это подобно внутреннему оживлению, после которого ступа сможет выполнять свои функции. Она будет приносить мир, покой и благоденствие Калмыкии, России, Украине и всему миру. Она будет защищать и оберегать, отвечать на молитвы и выполнять просьбы. Главное, она будет способствовать скорейшему Освобождению и Просветлению всех, кто обращается к ней.
После торжественного открытия ступы, в течение трех дней Ринпоче дал серию посвящений в некоторые из важных Будда-аспектов. Это были посвящения в Дордже Чанга (Держателя Алмаза), Кхорло Демчока (выражения высшей радости всех Будд) и Цепаме (Будды Долгой Жизни), а также посвящение в Пятнадцатого Кармапу. В Цаган Нуре после открытия ступы Ринпоче дал посвящение Белой Тары, женского аспекта долгой жизни.
В Цаган Нуре произошла забавная история. Еще во время строительства, в начале лета, цаган-нурцы сделали подношение строителям – живую овцу. Будучи хорошими буддистами, мы не стали убивать это шерстяное существо и отдали ее в хорошие руки, одной замечательной бабушке, имеющей свой частный дом. Сначала бабушка обрадовалась, но через два месяца поняла, что ей одной очень трудно каждый день косить траву для воспитанницы. И когда в Элисту приехал Цечу Ринпоче, хозяйка поднесла овцу ему. Отказаться было невозможно, впрочем, как и забрать овцу с собой в Непал. Поэтому Ринпоче принял мудрое решение – отдать животное обратно в Цаган Нур, а чтобы ее не съели, благословить и отметить особой ленточкой. Так и произошло. В Цаган Нуре кроме полутора тысяч людей на церемонии освящения ступы присутствовала одна овца. Лопен Цечу Ринпоче благословил ее и велел использовать только ее шерсть, молоко, но не мясо. И все потомство ее тоже полагается растить и не есть. Так что теперь поселок Цаган Нур славен не только второй по величине ступой в России, но и священной овцой.
Что вообще приятно в отношении ступ – это что они начинают работать сразу как только построены. Считается, что тот, кто обходит вокруг ступы, накапливает в уме множество позитивных впечатлений, внутреннего богатства или «заслуги». И уже в первый вечер после открытия вокруг ступы в Элисте началось активное движение. И приезжие, и местные жители приходили, вращали барабан с мантрами, обходили вокруг.
Через два дня, в первую субботу после открытия, у ступы была замечена первая свадьба. Жених и невеста, перед тем как вступить в новую полосу жизни, пришли получить благословение и сфотографироваться. В каждом городе есть свои достопримечательные места, куда молодые пары приезжают перед свадьбой, чтобы сделать памятные снимки. Раньше в Элисте это был памятник Ленину на центральной площади, потом статуя Будды там же, в центре, теперь еще и Ступа Просветления. Новая традиция родилась очень быстро.
Ступа – это только начало большого проекта возрождения и развития буддизма в Калмыкии. Уже сейчас рядом с ней построен домик Махакалы, защитника линии Кагью. 1-го сентября Лама Оле Нидал благословил и произвел торжественное открытие домика Махакалы. На церемонии присутствовало около 500 человек. Сама статуя Махакалы высотой больше метра отлита из металла, заполнена мантрами и расписана. Она стоит в домике, обращенная на юг, в сторону Кавказа, где набирают силу экстремистские мусульманские движения.
В будущем на прилегающих участках предполагается построить здание Международного буддийского института Кармапы, уже четыре года работающего в Элисте. Ежегодно здесь несколько десятков студентов изучают тибетский язык, буддийскую философию и теорию верного познания.
Так в России появились две ступы, пока единственные в европейской части России. Будем надеяться, что они не последние – и не только в Калмыкии, но и в других местах вскоре появятся свои монументы Просветленному уму.
Анатолий Соколов (статья из журнала «Мир Кагью»)