рассказ о ступах со всего мира

Ступы в России

Ступы Бурятии

вСТУПление

За исключением советского периода, когда ступы, так же как и все буддийские постройки, подверглись полному разрушению, для жителей Бурятии их белые силуэты на фоне такого разного, но всегда захватывающего, пейзажа – привычная  картина. Вы можете встретить их не только у храмов, но и среди сельских и городских домов, на горе и в безлюдной степи. Величественные и скромные по размерам, богато украшенные и совсем простые, окруженные постройками и совершенно открытые ветрам и солнцу, ступы бросают вызов времени и меняют пространство.

Буддизм пришел в Бурятию из Монголии в XVII веке. Первые субурганы (так в Бурятии, Калмыкии, Тыве и на Алтае называют ступы) воздвигались в доступных местах – на перекрестках проезжих дорог и в местах поклонения духам – хозяевам местности, для которых впоследствии ламы писали специальные тексты-молитвы.

Долгое время передвижные войлочные юрты – храмы (некоторые из них кочевали до начала XX века) не имели своей огражденной территории. Но начиная со времени, когда наряду с юртами начали строить отдельно стоящие буддийские храмы («дуганы») и монастырские комплексы («дацаны»)  сначала из дерева, потом – из камня, перед бурятскими ламами встал вопрос планирования построек, в том числе  субурганов. Многие  ламы получали образование в Тибете и Монголии, и поэтому образцы для всего цикла необходимых работ и ритуалов, связанного с возведением ступы, брали из тибетско-монгольской традиции.
К 1741 году, когда буддизм получил статус официальной религии, в Бурятии было уже 11 стационарных монастырей. К 1917 году их число возросло до 44, а малых храмов насчитывали около 150,  около каждого из них были построены субурганы. Сведения о внешнем виде большинства этих ступ были утрачены.
Руководствуясь буддийским каноном, который сложился еще в Древней Индии, бурятские мастера особо подчеркивали его классическую символику, а именно, принадлежность к одному из «классических» типов ступ, символизирующих этапы жизни Будды: Ступа лотоса, Просветления, мудрости, чудес, снисхождения с небес Тушита, примирения, совершенной победы, паринирваны. Эти виды ступ и легли в основу бурятской традиции. В независимости от того, кому или какому событию посвящена ступа, тип постройки почти всех ступ соответствует восьми вышеперечисленным типам. О других, не типичных, субурганах и причинах их возникновения  речь пойдет далее.
Но сухие строки научного анализа не передают вневременного духа и особой умиротворяющей атмосферы субурганов Бурятии. И у неискушенного человека само собой всплывают простые вопросы: что? где? когда?
Попытаемся ответить на эти и другие вопросы.

ЧТО? Или что необходимо для возведения ступы

По буддийскому канону субурган – это хранилище священных реликвий Будды, его учеников. Как во всех странах буддизма Махаяны, в Бурятии субурганы возводятся не только в честь Будды Шакьямуни, но и в знак уважения и благодарности к ушедшим учителям. Есть субурганы, связанные со знаменательными датами, а также ступы для защиты местности от стихий, болезней и т.п.
К последним можно отнести субурган в честь визита Е.С. Далай-ламы XIV в 1991 году в Национальном парке «Алханай» и исцеляющую ступу в Еравнинском районе.

Решение о возведение  мемориальной ступы обычно принимают ближайшие ученики, родственники, земляки ламы, которому она посвящена, а также  члены буддийских общин (на сегодняшний день в Бурятии зарегистрированы около 60 буддийских организаций). Инициатором может стать любой человек, но само строительство осуществляется под контролем сведующего ламы.
В прошлом ступы, как и храмы, строили мастера-дарханы, получавшие специальные посвящения от высоких лам и хранившие секреты минеральных красок и всех тонкостей традиции. Некоторые из них удостаивались особых званий, например «шэдитэ зурааша» – «волшебный живописец». Последние десятилетия это искусство восстанавливается, появляются новые мастера. Строитель более ста субурганов Дондок Дашицыренов за сезон успевает построить несколько десятков небольших ступ, но большинству заказчиков приходится ждать в очереди, несмотря на то что подготовка всего необходимого не прерывается весь год.
После того как руководство, состоящее из  мирян и буддийских лам, совместными усилиями, составило план будущего субургана, в соответствии с буддийским учением проходит процесс закладки ступы, а по окончании всех работ – ритуал освящения. Для проведения  церемоний приглашаются ламы, пользующиеся  авторитетом, – настоятели близлежащих монастырей, тибетские или непальские учителя буддизма.

История строительства субурганов полна примеров поистине всенародного участия, как это случилось с постройкой самой знаменитой ступы Джарун-Хашор в Кижинге, одноименной  всемирно известной (она же Ступа Бодхнатх) в Катманду. Часто случается, что благодаря усилиям жителей и небольшого села или одной семьи возникает субурган.

Появляются все новые проекты, подчас удивляющие  быстротой воплощения. И секрет здесь кроется в самом буддийском мировоззрении. Участие в постройке ступы для буддиста – не просто личное дело, а вклад в лучшее будущее всех существ нашей вселенной. Поэтому традиционно всем предоставляется возможность участия. Оказать поддержку (материально и физически)  могут не только официальные лица, но любой желающий. В СМИ появляются объявления о начале возведения как больших, так и скромных по размерам ступ.
В случае, когда ступа возводиться учениками как мемориал современному духовному мастеру, в нее закладываются останки ламы. На территории тюрьмы  Выдрино  на южном берегу Байкала построено силами учеников пять ступ. Перевезенный на Плоскую гору (село Усть-Орот) ближайшими учениками в 1997 году прах выдающегося буддийского практика Биндии Дандарона (скончавшегося в этом лагере) был помещен в 4-х метровую Белую ступу Ваджрасаттвы, напоминающую непальские ступы. Э.Б. Базарова в научном исследовании о ступах отмечает, что «подобные варианты не совсем традиционной архитектуры ступ появились в Бурятии относительно недавно, в частности, в связи с деятельностью на территории Бурятии буддистов из Прибалтийских республик, Украины и Белоруссии. Они принесли с собой свое понимание культового зодчества и строительства, и этим объясняется появление особой архитектуры ступ».


ГДЕ? Или как найти ступу в Бурятии

Решение о постройке ступы обычно определяло и ее общее месторасположение.
Субурганы, которые располагались рядом с храмами, часто строились после смерти одного из известных лам этого монастыря и содержали его реликвии или останки.
В селе Амаланта в 1993 году появился субурган памяти всех лам Амагалантуйского дацана, пока не восстановленного. Если буддийский мастер был йогином, ступу иногда устанавливают в месте его уединенной практики. Одна из таких, необычных по форме ступ – Ступа Агван Силнама находится в Ламской пади – местах затворничества.

Не менее распространенным местом для сооружения мемориального субургана является малая родина ламы, местность, где он родился. Например, в 2007 году жители маленького села Домна построили Ступу Лотос в месте рождения сразу трех знаменитых лам-земляков.
По всей Бурятии можно видеть ступы, посвященные выдающимся ламам, в местах их рождения. К ним можно отнести  10-метровую ступу Агвану Доржиеву в Хара-Шибирь, окруженную семью ступами местным ламам, Ступу Агван Нима в  Дабаата и множество им подобных. Посетив место рождения известного ламы, вы имеете большую вероятность обнаружить там субурган, хотя не всегда есть соответствующие надписи.

С древности племена Азии отмечали особо места, чем либо выделяющиеся, – вершины гор, природные феномены, одиноко расположенные камни и деревья. На этих местах – «обо» – устраивались  алтари для подношений духам – хозяевам местности. Буддизм, не только не отрицающий существование подобных существ, пришел в Забайкалье со своими ритуалами усмирения духов или подношения им. Так на месте обитания хозяев местности стали возникать буддийские субурганы, проводиться буддийские молебны. Сейчас их можно увидеть по всей Бурятии. Обычно такие субурганы не ограждаются и не имеют надписей. Но есть и «благоустроенные» обо, например – гора Челсан, где есть не только ступа, но и закрытые алтари и ряды скамеек для проведения больших молебнов.

По тибетской традиции, выбору места для субургана предшествовала серьезная подготовка: астрологические расчеты времени начала постройки должны были совпадать с другими необходимыми признаками подходящего места, изучались топография и почва. Определялись также виды материалов и другие детали. В назначенный день происходит освящения месторасположения будущей ступы. Этот ритуал начинается с обращения к духам местности и заканчивается помещением в землю специального сосуда – «бумбы».
Классические субурганы, образцом для которых служат восемь древнеиндийских ступ, заполняются текстами, изображениями, реликвиями и подобными драгоценными предметами из Индии и Тибета. Наиболее распространены в Бурятии ступы классических типов – Просветления и снисхождения с небес Тушита. Гораздо реже можно встретить ступы других классических типов. В число таких сооружений кроме вышеупомянутой Ступы Лотос входят Ступа мудрости «Даши Гоман», построенная в 2004 году на границе Иркутской области и посвященная Учению Будды, Ступа долголетия «Намжал» (2003 год) в Бурхан-Баабай. Скоро к ним прибавится Ступа Примирения, закладка которой состоялась в Улан-Удэ в мае 2011 года.
По возможности место вокруг субургана также обустраивается. Обычно ступы ограждаются забором, реже – каменной стеной, иногда – скульптурами львов. Рядом можно встретить  навес и скамьи, доску для простираний и «гунгарба» (закрытый алтарь для светильников и подношений). В некоторых монастырях, как, например, в Ацагатском дацане, ступы встроены в само ограждение, в соответствии с дореволюционным проектом, чудом сохранившимся в одном из музейных архивов.

С момента освящения заполненной ступы, благодаря особой внешней форме и силе реликвий, помещенных внутрь,  которые меняют энергетическую структуру пространства,      субурган входит в число мест, благоприятных для молитв, благопожеланий и посещения не только буддистов, но всех живых существ.

КОГДА? Или о благоприятном времени для строительства ступ

Существует свидетельства о том, что  места сохранения реликвий существовали еще и до жизни Будды Шакьямуни. Но как традиция буддизма ступостроение переживало времена расцвета и упадка в зависимости от поворотов мировой истории. Это в полной мере соответствует и истории субурганов Забайкалья. Построенные «на века»,  каждая ступа проживает свою жизнь: некоторые бесследно исчезают, некоторые обретают новую силу в современных обстоятельствах.  
До сих пор сохранились и живы легенды о старых ступах, одну из них мне рассказала сельская жительница. Она отражает веру бурят в то, что и в «темные времена» ступы могут охранять сами себя и тот, кто нарушит их целостность, будь то невежественный кладоискатель или ученый–исследователь, непременно умрет. Другая легенда – о буддийской ступе на горе Баин-Тогот (гора Павлин), в которую в 1916 году ударила молния. То, что ступа необъяснимым образом распалась на четыре части, было расценено как знак надвигающегося времени упадка.
Но самой легендарной и почитаемой ступой Бурятии была и остается Великая Джарун-Хашор в долине реки Кижинга. Построенная на народные деньги в 1915 году, она стала «бурятской» Бодхнатх (ступа в Катманду). Необычайная красота этой ступы, рожденная из гармонии    непальского купола с глазами Будды и основания, выполненного в бурятском стиле, так глубоко запечатлелась в памяти поколений, что как только в 1990 году появилась  возможность восстановления буддийских построек, единодушно было решено, что первую восстановят именно ее – великую Джарун-Хашор. Благодаря усилиям буддистов-мирян и правительства республики, в  2001 году 12-метровая беломраморная ступа была восстановлена и освящена непальским ламой. Сегодня она  является самой большой ступой на территории России.

После трагического советского периода, во время которого буддизм пытались уничтожить, ламы были расстреляны и сосланы, а храмы и ступы разрушены, сейчас почти невозможно найти описания старых больших и малых ступ, которые в дореволюционной Бурятии исчислялись тысячами.
Сохранились сведения только о крупнейших монастырях, в частности, известно, что на территории Анинского дацана, где было 17 храмов,  находилось 26 ступ. И сейчас там можно увидеть старые фундаменты ступ,  большая часть которых была восстановлена еще в 60-е годы. Здесь же находится и удивительная старая ступа с белыми лотосами на основании – творчество местного мастера. Цыван лама, один из настоятелей Кижингинского дацана, художник и архитектор, учившийся в Монголии, говорит, что такого украшения он не встречал нигде.

Несмотря на повсеместное уважение к сакральным местам и постройкам, в годы репрессий сохранить ступы или тайно посещать их не было возможности. Старожилы рассказывают, что разбросанных буддийских текстов после разрушения храмов и ступ было так много, что «вся степь стала белой», но власти тщательно следили за тем, чтобы жители не собрали их заново. Только после Второй мировой войны атмосфера страха стала рассеиваться и стало возможно открытие Иволгинского дацана (расположенного в 30 километрах  от столицы), на территории которого существует несколько комплексов классических ступ, один из которых посвящен Восьми Буддам Медицины.  
Именно субурганы связывают учеников и буддийских учителей, вдохновляют и исцеляют раны, нанесенные войнами и репрессиями.
Недавно в Иволгинском районе, в месте, где 75 лет находилось нетленное тело Хамбо-ламы Даша-Доржо  Итигэлова, была построена ступа Жанчип. Сейчас всемирно известный феномен Итигэлова является единственным  необъяснимым свидетельством возможности  сохранения тела буддийским ламой после физической смерти. Но, по рассказам старых бурятских лам, еще в начале XX века десяток ступ хранили в себе тела лам, в таком же медитативном, сидя без опоры, состоянии. К сожалению, к 40-м годам все эти ступы были варварски вскрыты, а тела выдающихся мастеров уничтожены.   
Из 6 000 официально зарегистрированных буддийских бурятских лам в 1917 году (это число всегда регламентировалось царскими указами) пережили времена массовых гонений немногие. В составе большого комплекса субурганов Иволгинского дацана  есть ступа, установленная в память о тысячах лам Бурятии, репрессированных советской властью.
Начиная с 90-х годов прошлого столетия процесс восстановления храмов и строительство ступ с каждым годом происходит все интенсивнее.
Уникальный по масштабу символ возрождения традиции родовых храмов – комплекс 108 ступ появился вокруг Анинского дацана (Хоринский район) в июне 2011года.
Подобное сооружение существует еще только в одном месте в мире – в старой столице Монголии – Хара-хорин.  Но, в отличие от монгольских субурганов, которые строились по решению и на средства властей,  каждая новая ступа возведена на средства представителей одного из  родов хори-бурят. Каждый субурган высотой 3,42 метра содержит капсулу с цифровым посланием – сообщением о сегодняшнем времени и пожеланиями потомкам, которое будет прочитано через триста лет. Расположенные в последовательности: 13 раз по 8 классических ступ на расстоянии 12 метров друг от друга, 108 белоснежных ступ представляют собой поистине завораживающее зрелище на фоне золотистых равнин среди гор.  Автору данной статьи посчастливилось побывать на церемонии освящения и пережить атмосферу настоящего буддийского праздника, полного искренней радости, торжественности и необыкновенного воодушевления всех присутствующих.

В заключение можно сказать, что возведение субурганов в Бурятии с каждым годом затрагивает все большее количество людей, возрождается мастерство ступостроения.
Субурганов, о которых можно найти информацию в СМИ, на сегодняшний день несколько сотен, но, по словам лам, их действительное число приближается к тысяче.  В некоторых проектах, как, например, в проекте ступы Будды Медицины в Маракта, предусмотрено поместить внутри самой ступы информацию о том, как использовать «медицинскую» мантру. Благодаря активности буддистов из других регионов России появляются субурганы не типичных форм, появляется все больше статей о ступах и их назначении.
Замечательно, что мы являемся свидетелями наступления благоприятного времени для восстановления и нового расцвета буддийской традиции в Забайкалье.
© www.stupaman.org 2011