рассказ о ступах со всего мира

О пользе ступ

Зачем мы строим ступы.
Интервью с Анатолием Соколовым

Ты уже построил одну ступу в России, как получилось, что ты занялся этим проектом?
Не я, конечно, построил ступу в Элисте, ее строили около сотни добровольцев со всей России и Украины. Я только принимал участие, вместе с другими координировал процесс. Занялся я этим проектом просто – меня попросил этим заняться Лама Оле. У меня было время и желание, Лама Оле доверял мне, так что все условия сошлись. В процессе работы я отвечал больше за координацию работы с Ламой Оле и Цечу Римпоче, приглашение лам из Непала для церемоний, взаимодействие с центрами и приглашение волонтеров, за то, что сегодня называется ПиАр, также я занимался поставками. Санал, руководитель элистинского центра, отвечал за связи с калмыками, а наш друг Гена, имевший опыт в строительстве отвечал за саму строительную часть. Судя по тому, что ступа в конце концов была построена, все было сделано неплохо.

Расскажи про строительство ступы в Элисте. Изменилась ли твоя жизнь после этого?
Изменилась, конечно. Для меня в тот момент это стало главным делом жизни, да и сегодня я считаю это одной из самых важных вещей, которую я сделал в этой жизни. Те четыре месяца, которые я провел в Элисте в 98-м и 99-м годах, были счастливыми месяцами, о которых я всегда вспоминаю с радостью. Элиста за это время стала для меня почти вторым домом. Честно говоря, хотя я много ездил и раньше и сейчас, но нигде не задерживался дольше, чем несколько дней, и на тот момент Элиста была тем местом, где я прожил дольше всего, не считая Петербурга, где я родился и вырос. Позже я ещё несколько лет прожил в Москве.

Какую роль в строительсте ступы играет лама?
Некоторые, желая построить ступу, считают, что для этого нужно просто построить нечто из камней или бетона, украсить сверху, и это будет ступа. Конечно, в самом простом понимании, это будет напоминать ступу, но если мы хотим, чтобы она действительно «работала», являясь символом просветленного ума и источником позитивных энергий, важно уделить внимание и внутреннему наполнению ступы и ее духовной составляющей. Ведь ступа – не простое архитектурное сооружение, ступа – это архитектурное сооружение, имеющее духовное назначение.
Лама руководит духовной частью процесса создания ступы. Поэтому во время строительства обязательно проходят церемонии в процессе закладок в ступу реликвий, статуэток ца-ца, текстов с поучениями, мандал и всего остального. То есть, каждые несколько дней, по готовности каждой части ступы, провидится церемония, и проводят ее квалифицированные ламы. У каждого ламы может быть своя передача знаний о ступах, поэтому, фактически, решая строить ступу, мы должны начать этот процесс с поиска квалифицированного ламы, который и будет руководить церемониальной частью.

Расскажи про ствой опыт работы с ламой - монахом, ведь мы привыкли больше к мирскому стилю.
Мы привыкли к мирскому стилю, но и монахи – люди. У них те же потребности, всем нужно кушать, спать, все могут работать или не работать, всем хочется человеческого отношения, уважения и всего, что нужно людям. В принципе, работа с монахом не сильно отличается от работы с мирянином. Ну, может, монахи не слишком присоединялись к нашим вечеринкам, им нельзя особо танцевать, конечно, они не ходили вместе со строителями в баню и так далее.

Кто решает, какой лама будет строить ступу?
Все зависит от ситуации, от тех, кто собирается её строить и от их связей. Если ступу собираются строить например ученики Ламы Оле, он может посоветовать, к какому ламе обратиться за помощью, или даже сам может переговорить с этим ламой. Либо вы сами можете найти ламу, но важно опять же, найти квалифицированного. Таких лам вообще не очень много в мире.

Что за лама будет строить ступу в Морках?
Лама Чогдруп Дордже, племянник Ламы Тензанга, который руководит ретритным центром Моншардон во Франции. Лама Тензанг, кстати, приезжал в Элисту в 1997 году, благословлял место под строительство Ступы Просветления, после того, как место, выданное нам ранее властями, было отдано под парковку. Лама Чогдруп Дордже является квалифицированным ламой, он уже проводил церемонии во время строительства нескольких ступ, в том числе ступы Калачакры в Греции. Он прошел классическое обучение под руководством Шестнадцатого Гьялва Кармапы и других высоких лам и считается одним из специалистов по ступам. Сейчас он, как и Лама Тензанг, живет в Европе.

Когда ты первый раз увидел ступу и какое впечатление на тебя она произвела?
Первый раз я, наверное, увидел ступу в Польше, в Кухарах в начале 90-х. Тогда там стояла чуть ли не единственная ступа на Западе. Она произвела впечатление, но я, наверное, ничего не понял. Возможно, самые сильные впечатления на меня произвели ступы в Катманду, когда я поехал в Непал в 1997-м. Это были знаменитые ступы Сваямбху и Боднатх. Тогда, делая «кхору», то есть, обход вокруг этих ступ, я делал много пожеланий, чтобы в России у каждого центра было свое помещение, квартира или дом… Очень хотелось, чтобы в России также развивался буддизм. Пожелания, сделанные у ступ, обретают много силы, и, возможно, в чём-то благодаря тем пожеланиям, я смог приложить силы к тому, чтобы в России появились свои здания у многих буддийских центров.

Как ступы помогают буддистам в их практике?
Ступы – это места силы. Наверное, сложно объяснить, механизм того, как конкретно они помогают в практике. Но в целом, привлекая к себе внимание, создавая энергополе просветления, ступы помогают людям не только в буддийской практике, но приносят мир, помогают людям сконцентрироваться на главном. Можно сказать, что ступа, являясь вполне материальным объектом, несет в себе нематериальную мощь, поскольку в ней заложены реликвии реализованных мастеров и символы Просветления.
Ступы также быстро становятся центрами притяжения людей, особенно практикующих. Людям нравится находиться рядом со ступой, а значит, сама по себе она напоминает о практике и помогает не забывать о ней.

Почему и вторая ступа в России, которую собирается строить школа Карма Кагью - Ступа Просветления?
Вообще, большинство ступ, построенных на Западе – Ступы Просветления. Это самый важных тип из восьми ступ Татхагаты, ведь для практикующих буддистов самое важное – это цель, Просветление. Особенно в Алмазном пути мы концентрируемся в своей практике скорее на цели, чем на пути - учении. Обычно лама принимает решение о том, какая именно ступа будет строиться в том или ином месте, основываясь на своих интуитивных прозрениях или руководствуясь собственными соображениями, иногда это связано с историей этого места. В данном случае, поскольку Морки – буддийский центр, возникший и управляемый Ламой Оле Нидалом, то Лама Оле и принял решение о том, какая именно ступа будет строиться здесь. Я думаю, он решил строить Ступу Просветления именно потому, что она самая важная для практикующих.

Какую пользу мы получаем от участия в строительстве ступы?
В буддийских сутрах сказано: если мы строим ступу с чистым настроем, то “вследствие этого очищаются завесы, и хорошие впечатления, возникающие при этом, сильны как у властелина мира, владеющего всем, чего достигает свет солнца. Обретаются сообразительность, мудрость и прочие высочайшие качества. Мотивация должна быть направлена на следующие моменты:
• На сохранение Дхармы Будды, освобождающего учения.
• На ограниченное временными рамками и окончательное благо для всех существ.
• На всеохватывающую Будда-активность совершенного Учителя.
• На очищение завес и развитие всех качеств практикующих.”

Что полезно делать, находясь рядом со ступой?
Можно делать хорошие пожелания, простирания и подношения ступе. Эти пожелания обязательно сбудутся, возможно, не сразу, не на следующий день, а когда созреют условия, всё зависит от того, какие это пожелания. Если мы посмотрим на нашу жизнь, то увидим, что наше сегодняшнее состояние является результатом пожеланий, сознательных и бессознательных, которые мы совершали в прошлом. Делая пожелания, мы строим своё будущее. Делая пожелания рядом со ступой, мы многократно увеличиваем их силу. Конечно, хорошо делать действительно важные пожелания, которые принесут пользу всем.
Можно делать “кхору”, то есть, обходить вокруг ступы по ходу солнца. Можно медитировать рядом или просто повторять мантры. Вам очень повезло, если вы живете рядом со ступой, день и ночь вы будете получать просветленные энергии, которые помогут вам все яснее осознавать, как всё устроено в этом мире, а значит, приближаться к высочайшему Просветлению.

Какое, на твой взгляд влияние, окажет ступа в Морах на этот регион?
Ступы имеют силу умиротворять вредные энергии, защищать, увеличивать благосостояние. Следует надеяться, что ступа привлечёт больше внимания к Моркам, к Волжскому региону в целом. Совершенно точно, строительство Ступы станет мощным толчком в дальнейшем развитии буддизма в этом регионе.

Как в целом строительство ступ влияет на развитие буддизма в Европе и России?
Часто ступы строятся как символ того, что буддизм уже присутствует в данном месте, как некая «печать», показывающая, что на данной территории практикуют буддисты. Являясь видимым архитектурным памятником, ступа наглядно демонстрирует всем, что буддизм пустил в этой местности свои корни. Мы не строим монастыри, наши буддийские центры не выглядят экзотично и не похожи на тибетские храмы. Ступа же имеет строгие пропорции, каждая её часть означает тот или иной шаг на пути к Просветлению, те или иные уровни поучений Будды. Даже при взгляде на ступу, мы получаем впечатления, помогающие в нашей практике. Поэтому строительство ступ приносит пользу на нескольких уровнях. На бессознательном, работая через символику, на сознательном, привлекая интерес к себе, а значит, и к буддизму в целом. Например, в Беналмадене, где в 2003-м году была открыта самая высокая в Европе Ступа Просветления, она сразу стала местной достопримечательностью, центром притяжения не только для буддистов, но и для туристов, приезжающих в Испанию.

Как ты считаешь, почему всё-таки ступы работают?
Надо сказать, что мы вообще мало знаем, как работают подобные вещи, потому что привыкли смотреть на мир с точки зрения чистого материализма, который часто означает, что мы работаем, зарабатываем деньги, а потом на эти деньги пытаемся купить себе счастье. Строительство ступы же, на мой взгляд – это способ получить счастье непосредственно. Не путём покупки, а вложив нашу энергию и время в то, что напрямую даст нам много позитивных впечатлений. Здесь нужно упомянуть про понятие кармы, когда мы получаем впечатления, подобные нашим действиям и их мотивации. Эти впечатления впоследствии определяют то, каким мы видим мир: более счастливым и радостным, с возможностями, открывающимися повсюду или сложным и ограниченным. Делая что-то с чистым настроем, думая не о том, сколько мы получим сейчас, а о том, сколько пользы это принесёт всем, мы делаем наш мир большим, и все мелкие проблемы сразу кажутся незначительными. Это приносит много радости. Строительство ступы – хороший способ реализовать такого рода усилия.
Что касается ступы, как и других реликвариев и мест силы, куда тянутся люди и животные, получается, что просветлённые энергии способны «прикрепляться» к материальным объектам. По той же причине буддисты любят носить «гау», коробочки с реликвиями вместо медальона, создавать алтари и наполнять статуи. Подобные вещи есть и в других религиях, «святые места» есть и в христианстве, например. Но буддийские ступы – это уникальные в своём роде сооружения – сознательно создаваемые объекты, помогающие сохранять и распространять благословение.
© www.stupaman.org 2011