Что такое ступа?
Практика строительства ступы глазами буддиста: понять, что наш ум абсолютно свободен
По отношению к практике строительства ступы у нас может возникнуть множество ожиданий. Но если мы охвачены ожиданиями, то не используем богатство, которое у нас есть, – методы работы с умом. Многие думают, что ступа –- это какой-то монумент, но для буддистов это не монумент, это метод, позволяющий открыть свой собственный потенциал. Ступа позволяет соприкоснуться со своей просветлённой сутью. Наша единственная задача в этой жизни – работать со своим умом, чтобы отчистить те завесы – мешающие эмоции и жёсткие концепции, которые не позволяют нам увидеть наше собственное Просветление. Поэтому на протяжении всей жизни мы развиваем доверие к своей собственной Будда-природе.Все виды ступ работают одинаково, их задача – открыть наш ум, наполнить его большим количеством позитивных впечатлений и отчистить от завес. Мы не можем понять значение ступы интеллектуально. Конечно, мы можем начать изучать, как работают ступы, и тогда увидим, что ступы содержит все поучения Будды, каждая их её деталь имеет глубокое значение. Но для нас ступа – это практика переживания своего собственного ума. Мы можем прочитать о ступах тысячи книг, и если это нас вдохновляет, то это здорово. Но если это информация ради информации, то это никуда не ведёт. Если же информация ведёт нас к опыту, то вещи меняются.
Когда мы начинаем практику со ступой, то больше и больше встречаемся с самим собой. Мы вступаем в просветлённую мандалу, в защищенное поле силы. И тогда мы видим привычки своих ограничений. Как это работает на практическом уровне? Мы встречаемся со своими мешающими эмоциями. Обычно мы встречаемся со своим желанием. Мы хотим построить не одну, а много ступ, и, конечно, все огромные. Над этим желанием у нас нет никакого контроля. Мы думаем, что весь мир зависит от того, сделаем ли мы это или нет. Это абсолютно естественно. Это просто одна из наших эмоций. Но если мы позволим себе расслабиться в этом защищённом поле силы, то у нас появится всё больше дистанции к самим себе и к тому, что происходит. Тогда мы увидим, что существует огромное количество разных условий, и все они создают целостность. Так мы начинаем различать. В буддизме мы называем это различающей мудростью. И вместо того, чтобы сидеть на лошади, которая нас постоянно куда-то уносит, мы переживаем радость способности различать. Затем мы можем столкнуться с гордостью. Потому что мы понимаем, насколько драгоценна возможность участия в создании ступы. Но гордость –- это просто гордость, это одна из мешающих эмоций, и она подобна яду. Но опять же, если мы позволим себе расслабиться в защищённом силовом поле ступы, то мы увидим, что мы –- одни среди многих, и любая, даже самая маленькая деталь, является необходимой составляющей целого. Мы можем увидеть, насколько важны все вокруг. В буддизме это называется мудростью равностности. И это то, что происходит с нашим умом. Конечно, мы так же может столкнуться со злостью. Потому что все делают то, что делать не нужно! Мы говорим им делать одно, а они делают другое.. И в уме появляется агрессия, и это абсолютно естественно. Но в защищённом поле силы мы можем дать этому чувству пространство и познать его как ясность ситуации. Мы начинаем видеть, как всё функционирует. В буддийской терминологии это звучит как зеркалоподобная мудрость. Следующее, с чем мы встречаемся, – это ревность. Потому что однажды мы, например, будем убирать мусор, а кто-то готовить для ступы что-то более «“важное»”. В таком проекте может возникнуть много моментов, когда мы можем испытывать ревность. Но самое главное – это то, что мы можем это осознавать. В момент осознавания мы можем что-то сделать с этим чувством. В этом защищённом поле силы мы сможем не реагировать на него. Так мы трансформируем ревность, и познаём функционирование причинно-следственной связи: какие причины приносят какие результаты. В буддизме это называется всесовершающая мудрость или мудрость опыта. Если мы продолжим участие в таком проекте, то столкнёмся со своим собственным неведеньем. Мы просто не будем знать, что где происходит. Если у нас будет достаточно открытости и мы сможем наблюдать это чувство, то начнём переживать интуицию. Мы просто будем знать, когда, где и что нужно сделать. В буддизме это звучит как мудрость, подобная пространству, всепроникающая мудрость.
Здесь мы всё время говорим об опыте. Это отличается от того, когда мы просто получаем информацию. Растворяя любую, даже самую маленькую, концепцию на пути опыта, мы получаем доступ к пространству. Чем больше мы осознаём, что происходит в нашем уме, тем больше у нас появляется свободы. А это для нас самое главное. В практике со ступой нам не нужен большой багаж интеллектуальных знаний.
Процесс практики начинается уже в тот момент, когда мы захотели построить ступу, и он не заканчивается, когда произошло её открытие. Мы продолжаем ухаживать за ней, делать подношения, ремонтировать её.
Когда мы начинаем проект, важно дать пространство всему происходящему. Именно пространство даёт всё необходимое, чтобы продолжать работу. Никогда не нужно мыслить узко. Мы не должны думать, что мы находимся здесь, а ступа строится где-то далеко, в тысячеи километров от нас. У ума нет границ. Поэтому нам не стоит себя ограничивать. Если мы считаем себя частью активности, частью проекта, то в тот же момент мы становимся его частью. И не важно, на каком расстоянии от нас строится ступа. Мы можем участвовать во всём, что происходит в пространстве. Так же это ослабляет тенденцию думать о самих себе. С помощью практики мы хотим избавиться от концепции отделённости от всего остального. Для того, чтобы участвовать в чём-то, мы можем думать об этом и сорадоваться. Так в нашем уме появляется пространство. Эта практика не связана с ограничениями. Так же стоит понимать, что мы не сможем построить конкретную ступу на конкретном количестве квадратных метров все вместе. Не нужно прямо сейчас идти и выкапывать ямы под её фундамент. Но мы можем открыть свой ум и стать частью этой активности. Так мы становимся богатыми и расслабляемся. Мы начинаем доверять пространству, у нас появляется чувство, что всё произойдёт наилучшим образом, в нужное время в нужном месте окажется нужный человек. И всё получается именно так. Когда мы разделяем в своём уме всё, что происходит, это есть самое большое, что мы можем сделать. И мы будем чувствовать себя очень расслабленно. Мы даже сможем открыть это пространство для многих. Так же мы можем проявлять щедрость, непосредственно уделяя своё время и силы строительству и всему необходимому для того, чтобы ступа появилась. Конечно, всё это происходит радостно и без каких-либо ожиданий, так мы накапливаем огромное количество позитивных впечатлений, позволяющих нам доверять своей собственной Будда-природе. Всё это мы делаем с искренним желанием, чтобы все существа были счастливы и свободны от страданий. Это и есть путь Бодхисаттвы – развиваться на благо всех существ.
Так же, когда мы строим центры и медитируем в них, мы создаём необходимое силовое поле для строительства ступ. Таким образом, все практикующие буддисты принимают участие в строительстве ступ на многих уровнях.
Вообще-то, я думаю, что мы не осознаём до конца, что происходит, когда мы строим ступу. Например, Лопен Цечу Ринпоче говорил: «Ветер, который будет касаться ступы, долетит до всех существ и принесёт им Просветление». Это взрывает наш ум. Мы не можем понять это на интеллектуальном уровне. Но так мы можем почувствовать, какое на самом деле значение имеет ступа. Ступа может даже поменять климат в регионе, в котором построена, как это было со ступой Калачакры в Греции. Влияние ступ огромно. Есть такая история, рассказывающая о том, что причиной распространения буддизма в Тибете послужило строительство Ступы Боднатх в Катманду. Её построила одна женщина с тремя сыновьями. Затем эти сыновья переродились в Тибете как великие учителя, среди них – Атиша и Гуру Ринпоче, и принесли туда буддизм из Индии. Затем из Тибета буддизм распространился в Сикким и Непал, где Лама Оле встретил Шестнадцатого Кармапу. Сейчас Лама Оле передал это знание на Запад и тысячи людей в 660 центрах по всему миру могут работать со своим умом. Если мы посмотрим на эту цепочку, то это вне каких-либо измерений.
Пётрек Качмарек