рассказ о ступах со всего мира

Ступы в Европе

О ступах в Европе

Почему же ступы строятся в европейских странах? Является ли это следствием идеализации Тибета, ведь Тибет долгое время был объектом западных фантазий, или это происходит по другим причинам? Хотят ли авторы проектов по возведению ступ построить что-то вроде маленького Тибета, для того чтобы создать вымышленный мир, не имеющий ничего общего с основным значением и функциями этих строений? Или их понимание гораздо глубже? Сохраняется ли внешний вид религиозных архитектурных строений в процессе передачи с Востока на Запад или в облике ступ наблюдается изменение?

В начале 1970-х гг. Шестнадцатый Кармапа Рангджунг Ригпе Дордже
отправил нескольких тибетских лам на Запад, инициировав тем самым основание центров тибетского буддизма в Европе и США. Вместе с этим и начался современный процесс возведения ступ в Европе: в 1980 г. Калу Ринпоче провел инаугурацию первой ступы-храма (ступы с алтарным залом) – Ступы Просветления в Дашанг Кагью Линг, в Шато де Плеж, Франция.

Четыре года спустя Тэнга Ринпоче построил первую ступу в ретритном центре в Лолланде, Дания, сооруженную организацией буддийских центров Алмазного пути, основанной Ламой Оле Нидалом и его женой Ханной.


С того времени и по сегодняшний день в Европе было построено множество ступ различными организациями Кагью.

Традиционно существует три важнейших требования для строительства любой ступы:
•    Прошедший необходимую подготовку опытный буддийский лама для духовного руководства;
•    Участок земли под строительство с разрешением на строительство;
•    Сильная Сангха.

Все эти три фактора реализуются при строительстве ступ на Западе. Древняя тибетская ступа соответствует пропорциям, изложенным в «Наставлениях по строительству ступ».

Наставления Пятнадцатого Кармапы Кхакьяба Дордже (1871–1922) являются ключевыми для соблюдения правильных пропорций при строительстве ступы в традиции Карма Кагью, и большая часть современных проектов по возведению ступ, о которых пойдет речь далее, выполнены с соблюдением этих основополагающих правил. Еще более важным, чем соблюдение правильных пропорций, является правильное заполнение ступы. Объяснения по заполнению ступ основаны на тексте, автором которого является Джамген Конгтрул Лодре Тхае.

В настоящее время наиболее часто сооружаются ступы из группы восьми ступ Махаяны.

Эти восемь ступ можно увидеть одновременно в одном месте, как, например, во Франции в буддийском центре медитации Карма Мингьюр Линг, в местечке Моншардон.

Создание сразу восьми ступ всех типов довольно широко распространено в Гималаях, но в Европе является редкостью. В большинстве случаев в определенной местности строится одна ступа. В Азии, Ступа Просветления наиболее часто встречается на Тибетском плато (от Ладакха к Мустангу и Бутану). Эта традиция получила распространение и в Европе.

Что касается мотивации возведения ступ в Европе – это уверенность в том, что они приносят мир, счастье и благополучие в той местности, где они построены. Ступа в Шотландии, например, посвящена «Миру во всем Мире и Исцелению Планеты». Другой мотив – это желание «поставить печать» на местности с помощью буддийского символа, чтобы обозначить территорию как буддийскую, следуя древней традиции строительства ступ или пагод во всех местностях, где получил распространение буддизм. Более того, основным мотивом может быть желание продемонстрировать местному населению, людям, интересующимся буддизмом, что они могут практиковать в своей стране. Такой подход может быть истолкован как поддержка распространения буддизма с Востока на Запад.

Особенная мотивация строительства ступ – намерение защитить местность от реально существующей либо возможной угрозы, например, от негативных влияний и угроз, исходящих со стороны людей или объектов. Угрозы свободе Европы послужили мотивацией возведения ступ в Испании и в Греции, а в Бельгии была построена ступа для защиты от ядерной энергетической станции, расположенной неподалеку. Если неизвестна история данного обычая, такой подход может вызвать непонимание. В тибетской культуре строительство ступ выступало в качестве одного из методов для блокирования негативных влияний окружающей местности. Изначально такого рода негативные влияния определялись при помощи геомантических вычислений, и затем блокировались при помощи возведения ступы. Таким образом, ступы и буддийские храмы могут выполнять защитную функцию и быть использованы для того, чтобы «связать» причиняющие беспокойство или неспокойные влияния местности. Эта основная концепция применена и к некоторым ступам в Европе, но дополнительный акцент сделан на современных проблемах в европейском обществе.

В большинстве случаев на Западе строятся ступы Просветления – одним из самых поразительных примеров таких строений является ступа, расположенная неподалеку от Беналмадены в Испании.

Эта самая большая по величине ступа в Европе (высота этой ступы – 33 м), внутри ступы – помещение для медитации площадью более чем 100 м².

Что касается других форм, решение о том, какая именно ступа будет построена, принимает опытный лама, иногда без объяснения причин своего решения. Он руководствуется, например, традиционным назначением того или иного типа ступы. Ступа может быть построена для улучшения отношений внутри Сангхи или в память об особом событии, как это было сделано в Граце, в Австрии. Там была построена Ступа Мудрости в честь первых поучений Дхармы, которые Лама Оле Нидал дал на Западе в 1972 году.

В некоторых случаях лама следует интуиции, как, например, в Вуппертале, в Германии, где Лопён Цечу Ринпоче «увидел» особую женскую Будда-форму, которая связана с особым типом ступы. Иногда решение о строительстве того или иного вида ступы связано с историей местности. Например, в Уи, в Бельгии, Калу Ринпоче принял решение о возведении Ступы Великих чудес из-за связи этой местности с легендарным католическим святым, среди достижений которого было также и чудотворство. Решения о строительстве ступ в Уи и в Граце являются поразительными примерами того, как в Европе они могут исполнять точно такую же роль, как и в Азии, – непосредственно откликаться на события, происшедшие в той или иной местности.

Затрагивая вопрос о том, остается ли неизменным внешний вид религиозных архитектурных строений в процессе передачи с Востока на Запад, важно отметить, что в числе многих правил есть по меньшей мере три обязательных для строительства ступы:
•    Строение ступы должно строго соответствовать точным размерам, указанным в наставлениях по строительству ступ;
•    Наиболее важное условие – это правильное заполнение помещений для реликвий, сопровождаемое особыми ритуалами;
•    Особое посвящение, которое делает религиозные объекты, такие как ступы и изображения, «священными, или святыми», обряд посвящения должен быть совершен после завершения строительства и заполнения ступы.

Ступы на Западе соответствуют традиционным правилам пропорций и размеров. В идеальном варианте лама совместно с архитектором работает, руководствуясь письменными наставлениями по строительству ступы. Например, Лопён Цечу Ринпоче применял вышеупомянутый текст Пятнадцатого Кармапы, и архитектор получил инструкции о дизайне ступы непосредственно из этого письменного наставления. На основе подобного сотрудничества построены 17 ступ в Европе.

Иногда существует «прототип», для которого лама дает точные инструкции, и для последующих ступ снова используется этот же архитектурный план и даже эти же образцы, как, например, в случае со ступой Гендюна Ринпоче во Франции. Иногда строителей вдохновляет какая-то определенная ступа, и эта модель используется при строительстве следующего проекта, например, Сангха Реми во Франции скопировала ступу Салугара в Индии.

В заключение можно сказать, что строительство буддийских архитектурных сооружений – один из видов проявления буддийской практики в Европе, а также визуальное отражение интеграции тибетского буддизма в европейское общество.
© www.stupaman.org 2011